ООО "РЭМ"

Примводоканал становится «яблоком раздора»

Приватизация «Примводоканала» не принесет Владивостоку больших потрясений. Такое мнение на пресс-конференции во ВГУЭС высказала зав. кафедрой Государственного и муниципального управления Марина Кузьменко. Однако, по мнению экономиста Михаила Терского, перевод в ОАО не прибавит рентабельности малоэффективному предприятию, а политолог Степан Петров видит в этом вопросе столкновение интересов городской и краевой администраций.

Вопрос приватизации Приморского водоканала был впервые публично поднят и одобрен депутатами на заседании комитета по экономической политике и собственности ЗакСобрания Приморья. Тогда в обсуждение включился мэр Владивостока Игорь Пушкарев, резко раскритиковав такое решение, он пообещал горожанам неконтролируемый рост тарифов. На следующий день, 21 ноября, администрация края, по неизвестным причинам, сама сняла этот пункт с повестки дня заседания приморского парламента. Рассмотрение вопроса было отложено на неопределенный срок.

С тех пор обсуждение темы приватизации Примводоканала стало «делом чести» многих городских экспертов, зачастую выражающих диаметрально противоположные мнения.

Так, например, на пресс-конференции, прошедшей во вторник, 11 декабря, во ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления университета, кандидат юридических наук Марина Кузьменко заявила, что преобразование КГУП «Приморский водоканал» в ОАО не принесет жителям города никаких потрясений.

«Собственником ОАО останется Приморский край. Он будет являться главным акционером — владеть 100% акций. Все разговоры о том, что предприятие перейдет в частные руки — безосновательны. На мой взгляд, акционерное общество — более открытая форма ведения бизнеса. Инвесторы с большей охотой вкладывают в нее средства», — пояснила Марина Кузьменко.

При этом она выразила надежду, что Приморский водоканал не повторит историю Примавтодора, который также перешел в статус частного предприятия и фактически обанкротился, «повиснув» тяжким бременем на краевом бюджете.

Также Марина Кузьменко опровергла слухи о корреляции между переходом КГУП в ОАО и ростом тарифов: «Тарифами занимается краевой департамент по тарифам. Их рост абсолютно не зависит от приватизации. Предприятия любой формы собственности обязаны соблюдать тарифы, установленные администрацией края. Если рост тарифов будет в следующем году — а он скорей всего произойдет – это будет исключительно инициативой краевой власти».

С просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг Приморского водоканала, корреспондент VL.ru обратился к директору Тихоокеанского института региональных исследований, экономисту, профессору Михаилу Терскому.

«Приватизация необходима для увеличения эффективности. Однако менеджмент Примводоканала неэффективен, собственник не в состоянии изменить ситуацию. Если той команде, которая сейчас занимается предприятием, не удается привлечь инвесторов, то как она привлечет их в виде ОАО? Инвесторам нужны минимум рисков при максимуме прибыли. Они не будут давать свои деньги команде, которая уже неэффективно управляет. Конечно, если удастся найти таких сумасшедших инвесторов, обязательно нужно будет их «развести», — сообщил Михаил Терский, — Примводоканал – это уникальное предприятие, которое при любом кризисе контролирует большой физический денежный поток – люди всегда платили и будут платить за воду. Конечно, за этот поток будет идти война».

О конфликте интересов, вызванном вопросом присвоения КГУП «Приморский водоканал» нового статуса, VL.ru рассказал политолог Степан Петров: «Обанкротившийся Горводоканал был передан в краевую собственность по инициативе муниципалитета еще в конце 2010 года с долгами и изношенными сетями, и вошел в структуру КГУП "Приморский водоканал". В рамках подготовки к Саммиту АТЭС городские сети были обновлены, восстановлены, замкнуты на очистные сооружения за счет федеральных средств. Возможно, теперь власти Владивостока рассчитывали на возвращение обновленного предприятия в ведение муниципалитета. В то время как администрация края, напротив, планирует оставить Примводоканал за собой, превратив его в акционерное общество и оставив себе 100% акций. Не исключено, что как раз в этом и заключается конфликт интересов между краевыми и городскими властями».

По словам экспертов, стоимость Приморского водоканала – сотни миллиардов рублей, это предприятие, контролирующее крупные финансовые потоки и при этом имеющее колоссальное социальное значение. По мнению некоторых экономистов, оптимальным вариантом формы собственности Водоканала стало бы распределение акций предприятия среди потребителей его услуг – жителей города — с организацией публичного контроля за деятельностью компании.

ООО "РЭМ"
ООО «РЭМ», 690074, г. Владивосток, ул. Снеговая, д. 42г
Связаться с нами:
+7 (423) 201-82-82
+7 (423) 208-82-82
Заказать звонок